top of page
Writer's pictureJulia Sumzina

Неистовые танцы со Смертью под Новый год

От лица La Notte Magazine мы поздравляем всех наших читателей с Наступившим 2021 годом и желаем здоровья и вдохновения, вне зависимости от рода занятий и творчества. И, конечно, в 2021 году мы продолжаем освещать культурные события и общаться с людьми, связанными с различными видами и аспектами искусства.


Вернемся немного назад, в самый конец 2020-го, который в Мариинском театре завершался премьерой программы «Неистовые танцы: Глина, Четыре песни Дон Кихота, Бык на крыше». В рамках вечера хореография Владимира Варнавы сочеталась с прекрасным исполнением четырех песен из фильма «Дон Кихот» басом Михаилом Петренко под аккомпанемент Юрия Кокко.



Премьера балета Владимира Варнавы «Глина» состоялась в 2015 году. Этот балет, основой для которого послужило произведение Дриюса Мийо «Сотворение мира», — своего рода мистическая абстракция о рождении, жизни, движении, постоянном изменении состояния. Произведения композитора Дариюса Мийо мало известны современной балетной публике, хотя сто лет назад на его музыку ставились хореографические спектакли, а сам композитор был широко известен. Он состоял в так называемой «Шестерке», группе композиторов, вдохновленной идеями Эрика Сати и Жана Кокто, куда, кроме Мийо, входили Луи Дюрей, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк и Жермен Тайфер. Но вернемся к трактовке произведений Мийо в XXI веке.

Постановки Владимира Варнавы имеют ни с чем не сравнимый сложнейший пластический стиль, кажется что танцовщики исполняют не просто балеты, а ритуалы, требующие от них максимальной затраты физического и эмоционального ресурса. Многие исполнители работают с хореографом на протяжении нескольких лет, находясь в совместном творческом поиске: Злата Ялинич, Василий Ткаченко, Татьяна Ткаченко, Виктория Брилёва, Алексей Недвига. Выступление в «Глине» 29 декабря 2020 года стало дебютным для Максима Зенина, очень ярко и органично проявившего себя в хореографическом этюде на тему вечной трансформации.



«Четыре песни Дон Кихота» в исполнении Михаила Петренко стали связующим звеном между двумя балетами одного автора. Четыре произведения Жака Ибера, исполненные в начале 1930-х Федором Шаляпиным, вошли в фильм Георга Вильгельма Пабста. Вокал баса Мариинского театра в сочетании с завораживающей фортепьянной партией Юрия Кокко позволил погрузиться в атмосферу размышления о жизненном пути. Песни эти повествуют о мечте, идеале, любви, наконец, смерти.


Исполнители и дирижер Арсений Шупляков


Именно о смерти Владимир Варнава решил рассказать в своем новом произведении «Бык на крыше», премьера которого состоялась в «Неистовых танцах». Этот балет был вдохновлен Мексикой и ритуалами Дня мертвых (El Día de los Muertos), такими непривычными для европейской культуры. Отношение мексиканцев к смерти, как к части жизни, как к вполне возможному перерождению вылилось в нечто, что сам хореограф назвал «день рождения в аду».

Макияж и костюмы в стиле «санта муэрте»*, женские образы, исполненные Анастасией Асабен, Анастасией Яроменко, Ольгой Белик, Вероникой Селивановой, являющиеся аллюзией к образу Фриды Кало — все это было частью зловещего, но притягательного действа. Его героями стали и девушки-Фриды, и зажигательное трио мариачи** в исполнении Эрвина Загидуллина, Максима Зенина и Алексея Недвиги, и обаятельный Дьявол от неподражаемого Василия Ткаченко, и сама Смерть — Злата Ялинич, инфернальная, но игривая, поддающаяся всеобщему порыву. Динамичная постановка в авторском стиле молодого хореографа, где полуакробатические элементы вплавились в ритуальный характер традиционных танцев в честь Дня мертвых, стала сюрпризом для тех, кто привык видеть в современной хореографии преобладание минимализма.



Общее впечатление от творческого поиска Владимира Варнавы и исполнителей похоже на картину, где сошлись как лаконичные абстрактные мотивы, так и вполне фигуративное отражение размышлений о жизни, частью которой является смерть. Программа позволила сравнить работы постановщика, созданные с разницей в почти шесть лет и заметить развитие выразительных средств, как пластических, так и декоративных. Варнава говорит о жизни, о смерти и о жизни после смерти. 2020 год заставил весь мир столкнуться со смертью как с чем-то, что может явиться в любой момент. Прошедший год научил нас не бояться ее и может быть приблизил к мексиканцам, заигрывающим с их святой или совсем далекой от святости Смертью.



_________________


*Santa Muerte — Святая смерть, образ божества Смерти, часть современного религиозного культа, распространенного в Мексике.

**Mariachi — исполнитель одноименного жанра мексиканской народной музыки.


Текст и фото: Юлия Сумзина


80 views0 comments

Comments


bottom of page