top of page
Writer's picturela notte

Мировая премьера спектакля «Мастер и Маргарита» в хореографии Эдварда Клюга

В первые дни декабря на сцене Большого была представлена премьера нового балета Эдварда Клюга на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара. Румынский хореограф взялся за «святая святых» русской литературы, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», по сей день вызывающий жаркие споры среди литературоведов и простых читателей.


Я очень не люблю позицию о том, что роман писался как произведение для И. В. Сталина. Мне это мнение всегда казалось слишком поверхностным.

Основной пласт текста был написан автором в 1938 году, в период ужасных репрессий, когда всему Советскому Союзу был нужен ответ на иррациональную жесткость, царившую вокруг.

Роман «Мастер и Маргарита» явился ответом Булгакова на эту иррациональность, это — произведение о вере, в которой нет ни добра, ни зла, только жизнь и справедливость.


И балет Эдварда Клюга с первой же секунды погружает нас в атмосферу: первый взгляд на сцену происходит под хоровое исполнение «стихов для покаяния» Альфреда Шнитке. Зритель видит сцену, декорации которой представляют собой огромный бассейн, выполненный в классическом стиле советского конструктивизма, что прекрасно передаёт дух сталинских 30-х годов.

Хочется задать вопрос, а чем связан бассейн и роман Булгакова? Но уже через пару секунд глаз привыкает к светлой картине и становится понятно, что бассейн — это аллегория на Храм Христа Спасителя, который, как и многие соборы и церкви после Революции, был снесен, а на его месте в 1931 году был создан бассейн «Москва».



Новый балет выстроен на затягивающих точках, которые при правильном погружении, заставляют проникнуться философскими аллегориями и метафорами хореографа. К примеру, многие позиции артистов, их траектории движений, в частности сцена обезглавливания Берлиоза, будто бы сходят с картин Александра Дейнеки, с ожидаемой долей графичности и монументальности.

Клюг прекрасно работает над образами: для него танец, техника и пластика, — это материал, с помощью которого он создаёт персонажа, отделенного от шаблонов. Самым главным и запоминающимся действующим лицом, как в романе, так и в балете, становится Воланд.



В исполнении Владислава Лантратова он наделен колоссальной выдержкой и силой. Его Воланд не нуждается в лишней мишуре, это — не Мефистофель со своей игривостью и чертовщиной, это — Люцифер, могущественный ангел, восставший против Небес, и даже падший он обладает властью вершить судьбы. Такой персонаж должен быть проработан до кончиков пальцев, и в каждом жесте и взгляде Лантратова видна огромная осмысленная работа над своим образом и состоянием. А соло Воланда, под потрясающее танго Шнитке, производит гипнотизирующий эффект.



Для меня остался не совсем понятым образ Мастера (Артем Овчаренко), а в особенности их дуэт с Маргаритой (Екатерина Крысанова). Создалось ощущение, что Маргарита больше привязана к страницам романа, чем к его создателю. Я не увидела той искренней и сильной любви, которая должна была поразить главных героев «как финский нож». Возможно, в этом и заключался смысл: Маргарита любит, в первую очередь, талант героя, она беспрекословно уверена в нем и готова сражаться. А в Мастере, почему-то, оказалось больше страданий, чем вдохновения и некой жертвенности, роднящей его с Иисусом. В гениальной сцене с литераторами, где он сопоставляется с Иешуа (чьей нити, как таковой, нет в либретто) нет ощущения его уверенности в собственной правоте, он будто бы приходит на суд уже обреченным на провал, и лишь Маргарита хватается за листы, готовая бороться до последнего.


Кульминацией спектакля стал бал сатаны, воплощённый на балетной сцене с безупречным вкусом и стилем. Эмоции от этой сцены захватывают сознание, и создаётся ощущение попадания в какой-то потусторонний мир. Возможно, многие скажут: «А где же сам бал»? Почему-то нет всеми привычных вальсов и приветствий гостей. И в ответ хочется задать вопрос: «А нужно ли это?». Фантазия режиссёра и хореографа показала нам настоящую нечисть, которая одновременно и пугала, и восхищала. Маргарита Екатерины Крысановой заставила увериться в силе и особенности этой героини как персонажа, не отступающего ни перед чем и прекрасно вжившегося в роль «королевы бала». Ее дуэт с Воландом впечатлил намного больше, чем все остальные: между Екатериной и Владиславом есть необходимая химия, она чувствуется во всех деталях их дуэта, и конечно же, особенности хореографического текста дают возможность ещё больше раскрыть их как артистов высочайшего уровня.

Общее впечатление после спектакля осталось очень глубоким. Нигде, кроме Большого театра, Москвы, невозможно представить такую премьеру, ведь роман «Мастер и Маргарита» — энциклопедия Московской жизни периода соцреализма и конструктивизма.

Несмотря на то, что Эдвард Клюг, как и сам Булгаков, — не москвич, он смог воплотить на сцене дух эпохи и показать настоящего Булгакова. Это отобразилось, в том числе, в моменте «прыжка» Ивана Бездомного в спасательном круге в центр бассейна, означающего полное погружение в веру, и возможно даже отсылки к крещению, а так же в поэтичном моменте распятия Мастера после суда литераторов и в концовке, которая подарила Мастеру, Маргарите и Понтию Пилату не рай и не ад, а покой.


Фото: Елена Фетисова/Большой театр, Батыр Аннадурдыев

156 views0 comments

Yorumlar


bottom of page