top of page
Writer's picturela notte

Гоголь-центр. Память: Маленькие трагедии

Мы завершаем триптих архивных рецензий Ольги Григорьевой на спектакли "Гоголь-центра" постановкой Кирилла Серебренникова "Маленькие трагедии", где пьесы Пушкина "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь", "Каменный гость", "Пир во время чумы", а также "Сцена из Фауста" стали основой спектакля.



"Маленькие трагедии"

Автор: Александр Пушкин

Режиссер, художник, художник по костюмам: Кирилл Серебренников

Премьера состоялась 17 сентября 2017 года


"Маленькие трагедии" — грандиозное творение, точная, цельная и элегантная комбинация деталей, складывавшихся в живое, дышащее совершенство.


Невыносимо понимать, что на премьере такого шедевра Кирилл присутствовал только на экранах. Только в нас самих. Это было очень больно и выворачивающе неправильно. Это его триумф.


Пушкин здесь одновременно разобран и обернут в оболочку (поразительно гармоничную), и обнажён до предела. Только тут навязшее на зубах и затверженное наизусть оживает и пульсирует. Тут — не классика в пыльном смысле слова, тут сама жизнь во всех её проявлениях.



Тексты воскресают и визуально, и интонационно. Соглашусь с Сергеем Хачатуровым, здесь во главе угла сам Логос, разделённый и высвеченный титрами на экранах. "Я-я-я", вычлененное из любовной лирики. Весть, Совесть, Есть. Жги.

Мне скучно, бес и Сири-Мефистофель.

Отзвуки скайпа и тень Лоры Палмер.

Огонь и яд, цирковые трюки и сверхчувственный гротеск.

Разительно контрастирующие первый и второй акт.


По великолепному составу:

Никита Кукушкин всегда может куда больше, чем я в силах представить. Ему нет пределов. У него нет границ. На премьере я сидела с отвисшей челюстью и даже не сразу понимала, как на него реагировать. Спасибо огромное за Хаски, который стал стержнем и душой спектакля.

Настоящий дебют Артёма Немова на большой сцене удался! Приятно было видеть, что он горел спектаклем и своими героями.

Филипп Авдеев в очередной раз доказывает — ничего невозможного нет. Глубокий, многогранный, прошибающий навылет в каждом образе. Потрясающе совмещает низкое и высокое. Настоящий до предела, до кровавых слёз, до того невероятного уровня, что касается и неба, и дна одновременно, заполняя всё пространство.



Георгий Кудренко — поразительно пластичный, плавкий, восковой, текучий, трудноуловимая субстанция, неизменно удивляющая каждым новым обличием.

Семен Штейнберг. Простите, но просто снимаю шляпу, падаю ниц и не могу сдержать восторга. Он восхитителен в каждом образе, но тут — и Иван, и Дон Гуан выше всяких похвал.

Алексей Агранович — нечто потрясающее. Редко вижу его на сцене, и это неизменно шок и трепет.

И не могу не прошептать влюблённо о Светлане Брагарник, виртуозно совмещающей золотой груз опыта и свет сверхъестественной воздушной лучезарности вечной юности, золотящейся в лучах софитов.



Меня в очередной раз поражает точная работа с любыми звуками и шумами, создающими фон. Несомненно "Маленькие трагедии" — один из любимых спектаклей в в Гоголь-центре.. Он такой же выстраданный как "Кафка" и "Мёртвые души". Чистый. Честный. Пушкин — ни разу не любимый мною поэт, но тут режиссёрский гений Кирилла нашёл все золотые сечения и верные соотношения в его творениях.


Текст: Ольга Григорьева

Фото: Гоголь-центр


41 views0 comments

Comments


bottom of page