• Julia Sumzina

Гамма в Эрмитаже. Балет памяти Олега Каравайчука

Олег Каравайчук — личность для Петербурга легендарная. Композитор, дирижер, пианист, автор музыки к кино и спектаклям, импровизатор... личность экстравагантная, но по-настоящему артистическая. Человек, проживший свою жизнь внутри искусства и сам этим искусством являвшийся, Каравайчук сотрудничал с такими людьми как Сергей Параджанов, Василий Шукшин, Илья Авербах, Кира Муратова, Сергей Курехин, был желанным гостем и другом Государственного Эрмитажа.


Первый балет на музыку Каравайчука был создан уже после того, как композитора не стало. В 2017 году Рой Ассаф поставил «Гамму» для танцовщиков труппы Михайловского театра: Марата Шемиунова, Сергея Стрелкова и Андрея Касьяненко. На сцене Эрмитажного театра уже несколько лет можно увидеть этот балет, вмещающий в себя столько отсылок к мировому искусству, что перечесть их очень сложно. К примеру, я увидела там не только знаменитый «Танец» Анри Матисса, но и «Пьету*» Микеланджело, где религиозный сюжет сочетается с реалистичностью изображения человеческого тела, присущей рубежу кватроченто и Высокого Возрождения. В «Гамме» духовное переплетается с материальным, реальным, плотским. Три танцовщика, три образа, сливаются в единое целое, перетекают на сцене, полностью растворяясь в музыке и эмоциях. Они затягивают зрителей в водоворот пластики и энергии, поражая сложностью хореографии и плавными переходами, находясь внутри музыки Олега Каравайчука.


Мне удалось дважды увидеть «Гамму», впервые — в Здании Главного Штаба Государственного Эрмитажа летом 2019, и снова — совсем недавно, 26 марта в официальном карантинном эфире Государственного Эрмитажа. В преддверии показа Марат, Сергей и Андрей говорили с Юрием Молодковцем об Олеге Каравайчуке и о вдохновении, которым композитор «заражал» всех вокруг. И каждый раз, в этом балете открывается что-то новое, гипнотизирующее, манящее как само творчество. Словом, это тот прекрасный момент, когда воедино сливается и музыка, и хореография, и особая атмосфера Эрмитажа, наслаждаться которой хочется снова и снова. ____________________

*Пьета́ (от итал. pietà «жалость») — иконография сцены оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери и мёртвого Христа, лежащего у неё на коленях

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007)


Текст и фото: Юлия Сумзина , @js_artsreview

Видео: Михайловский театр

26 views0 comments

© La Notte, 2020.

 

© Сайт создан на Wix.com

  • Белый Vkontakte Иконка
  • Facebook B&W
  • Twitter B&W
  • Instagram B&W