Леос Каракс — автор культовых фильмов, среди них «Парень встречает девушку» (1984), «Дурная кровь» (1986) и «Любовники с Нового моста» (1990), где Дени Лаван выступил в роли своеобразного альтер эго режиссера, «Пола Х» (1999), запомнившийся зрителям пронзительным дуэтом Гийома Депардье и Екатерины Голубевой, головокружительный гимн вдохновению «Корпорация „Святые моторы“» (2012).
Загадочные и всегда эстетичные, его фильмы обладают обаянием эпохи барокко, где мир роскоши соседствовал с миром маргиналов, а красота обладала той особой порочностью, которую воплотил в своих произведениях Караваджо.
За его новую работу — «Аннетт» (2021) с Адамом Драйвером и Марион Котийяр в главных ролях, — Каракс получил приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале этого года.
Фильм-мюзикл рассказывает историю провокационного стендап-комика Генри МакГенри (Драйвер) и его трагической истории любви к Энн (Котийяр), оперной певице родом из Франции, его дочери Аннетт. Это еще и история одиночества, к которому главный герой приходит за каких-то два часа экранного времени. Финальным аккордом становится Аннет «сыгранная» на протяжении почти всего фильма деревянной марионеткой, которая превращается в живого человека, сообщая отцу, что у него нет права любить ее.
Фильм о человеческих чувствах, страхах и эмоциях, о которых часто каждый из нас не может сказать вслух, сюрреалистический и построенный на контрастах, является рок-оперой, где под музыку Sparks, Леос Каракс делится со зрителями частью своей внутренней жизни.
Посвящение «Pour Nastya...», появляющееся в конце фильма, заставляет поклонников режиссера, знакомых с его биографией, содрогнуться. Настя Голубева-Каракс — дочь Леоса и его супруги, актрисы Екатерины Голубевой, погибшей при невыясненных обстоятельствах в 2011 году. В течение всего фильма, получившегося очень глубоким и человечным, меня не оставляли ассоциации с образом самого Каракса, Голубевой и даже Гийомом Депардье времен «Полы Х», воплощенными на экране Адамом Драйвером и Марион Котйяр. Призрак Энн пугающе похож на одновременно хрупкую и демоническую Екатерину с ее длинными волосами и потусторонними светлыми глазами.
Снова Каракс снимает о любви, губительной и «токсичной», не осуждая и не оправдывая персонажа. Его англоязычный фильм далек от «американского кино» в традиционном его понимании. «Аннетт» — кино авторское, с сильным французским акцентом и такой близкой Караксу ноткой обреченности, в которой остается место надежде.
***
Leos Carax is the author of cult films, among them there are A Boy Meets a Girl (1984), Mauvais Sang (1986) and Les Amants du Pont-Neuf (1990), where Denis Lavant acted a kind of alter ego of the director, Pola X (1999), remembered by the audience for the breathtaking duo of Guillaume Depardieu and Ekaterina Golubeva, the Holy motors (2012), a dizzying hymn to the inspiration .
Mysterious and always aesthetic, his films have the charm of the Baroque era, where the world of luxury coexisted with the world of the marginalized, and beauty had that special depravity that Caravaggio embodied in his works.
For his new work, Annette (2021) starring Adam Driver and Marion Cotillard, Carax won the Best Director award at this year's Cannes Film Festival.
The musical film tells the story of the provocative stand-up comedian Henry McHenry (Driver) and his tragic love story for Ann (Cotillard), an opera singer from France, his daughter Annette. It is also a story of loneliness, to which the main character falls in just two hours of screen time. The final chord is Annette, “played” throughout almost the entire film by a wooden puppet, who turns into a human, informing her father that he has no right to love her.
The film about human feelings, fears and emotions, which often each of us cannot say aloud, surreal and built on contrasts, is a rock opera where, to the music by Sparks, Leos Carax shares with the audience a part of his inner life.
The dedication "Pour Nastya...", which appears at the end of the film, makes fans of the director, familiar with his biography, shudder. Nastya Golubeva-Carax is the daughter of Leos and his wife, actress Ekaterina Golubeva, who died under unclear circumstances in 2011. Throughout the film, which turned out to be very deep and humane, I had associations with the image of Carax himself, Golubeva and even Guillaume Depardieu of the times of Pola X, embodied on the screen by Adam Driver and Marion Cotillard. The ghost of Ann is eerily similar to both fragile and demonic Ekaterina with her long hair and otherworldly blue eyes.
Again Carax is making a film about love, destructive and "toxic", without condemning or justifying the character. His English-language film is far from "American cinema" in the traditional sense. Annette is an author's movie, with a strong French accent and a note of doom so close to Carax, in which there remains a place for hope.
Text: Julia Sumzina
Official stills and videos
Comments